Говори, ты это сможешь!!!
Телефон для связи

Развитие речи

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо со специалистом — логопедом в индивидуальной форме, либо на групповых занятиях. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки отклонений от нормы.

    

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи.

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • Если ребенок не выговаривает звуки, речь нечеткая, слова "проглатываются";
  • Заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • В 2—3 года использует много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • Если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • Если есть запинки, заикание, повторения, тем более — частые;
  • Если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • В словах звукиили слоги меняются местами;
  • В возрасте 5—7 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на "французский" манер;
  • К 7 годам ребенок при письме не умеет держать ручку, не видит строку.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

Общее недоразвитие речи.

Признаки: затруднения в словообразовании, построении предложений,  скудный словарный запас для своего возраста, нарушения в звукопроизношении

Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет.

Основной признак: слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.

Дизартрия – нарушение произношения из-за органического поражения центральной нервной системы.

Признаки:

  • Ребенок говорит невнятно, создается впечатление "каши во рту";
  • Ребенок затрудняется выполнить простые движения языком;
  • Артикуляционные мышцы очень ослаблены, из-за чего при открытии рта язык неконтролируемо вываливается наружу;
  • Звуки в произносимых словах искажаются, пропускаются или заменяются другими;
  • Нарушения мелодичности голоса, проявляющиеся его высотой и писклявостью, а сама речь монотонная, замедленная или излишне быстрая.

Если отклонения есть уже к 2—3 годам, то ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике, основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду.

Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку речи или неправильную артикуляцию — обратитесь к логопеду за консультацией.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не лепечет, не издает простейших звуков "ма-ма-ма", "па-па-па", "ба-ба-ба", "гугу", "бубу" и т.д., то требуется консультация.

Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения.

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.

Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.

Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.

Затем специалист выявляет пассивный и активный словарь ребенка. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.

Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.

Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы языка, губ, щек, нёба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука.

  • Выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.

  • Для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.

Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить. Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • Гимнастику для языка;
  • Упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • Подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • Лексическо-грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • Обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • Составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

Когда обращаться к дефектологу

Дефектолог в отличие от логопеда занимается не только развитием речи, но и развитием интеллекта.

На консультации дефектолог выявляет имеющиеся нарушения, выясняет, при каких обстоятельствах они возникли и развивались, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.

Дефектолог занимается адаптацией детей с особенными возможностями здоровья в жизни. Кроме развития речи дефектолог развивает восприятие, внимание, память, мышление; повышает познавательную активность детей, формирует математические представления, знакомит с окружающим миром, развивает коммуникативные навыки, обучает игре.

Что такое логоритмика

Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько "элементов": дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма. Благодаря логоритмике можно восстановить целостность системы и сделать ее работу более стабильной. 

Среди преимуществ, которые дает логоритмика, стоит отметить то, что она:

  • Тренируют память,
  • Развивает внимание и восприятие (особенно слуховое);
  • Крайне положительно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему усвоить правильные двигательные навыки. 

 В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • Уточнение артикуляции;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Расширение лексического запаса;
  • Развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • Творческой фантазии и воображения.

Занятия логоритмикой также развивают моторику (общую и тонкую), речевое дыхание и нормализуют мышечный тонус. Кроме того, она является отличным "регулятором" психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активизирует.

В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. 

Когда нужна логоритмика?

Можно выделить несколько ситуаций, когда логоритмика будет особенно эффективна. К ним относятся случаи, когда:

  • У малыша есть заикание или наследственная предрасположенность к нему;
  • Ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • У крохи недостаточно развита моторика и координация движений;
  • Карапуз часто болеет;
  • Для ребенка характерна дизартрия, задержка развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • Для малышей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 2,5 до 4 лет).

Если  ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, ребенок быстро утомляется, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.  Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.

Интенсивное становление речи происходит у детей с двух лет. Логоритмика для малышей помогает не только ее развитию, но и укрепляет мышечный аппарат, формирует правильное дыхание. Благодаря синхронизации движений с текстом данная методика позволяет сформировать основы фонематического слуха, темпа речи. В становлении правильной осанки и развитии двигательной координации она также играет далеко не последнюю роль. 

Раннее развитие речи ребенка  в наше время редкость. Если еще двадцать лет назад большинство детей в возрасте двух лет уже рассказывали небольшие стихи, то сегодня подобных ребят очень мало. Основная масса малышей начинает более-менее связно говорить лишь к трем годам. Объяснений, почему это происходит, нет. Возможно, потому, что модным стало развивать детей с пеленок, хвастаться тем, что уже в 4 года сын или дочка выполняют простейшие математические действия и бегло читают. В дошкольном периоде у ребенка развивается правое полушарие головного мозга, а за связи между буквами отвечает левое. Стало быть, интенсивно развивая не то, что следует, родители подвергают определенному риску своё дитя: в дальнейшем у него могут появиться проблемы: он будет отлично читать, но не сможет выполнить звуко-буквенный анализ, найти причинно-следственные связи.

Логоритмика для малышей помогает развитию выразительности мимических движений, учит детей распознавать и показывать эмоциональные состояния, синхронизируя их с музыкой. Она является как методом профилактического, так и коррекционного воздействия.

 

наш Телефон:
наш Адрес:
г. Омск ул. Степанца 6 В (ост. 5 мкр.)